
Схема системы смазки двигателя:
1 — пробка сливного отверстия масляного картера; 2 — масляный картер; 3 — масляный насос; 4 — масляный фильтр; 5 — крышка маслозаливной горловины; 6 — стержневой указатель уровня масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; I — к гидронатяжителю цепи привода распределительных валов
Заливка масла в движок происходит через горловину маслозаливную. Расположена она на клапанной крышке. Закрывается горловина крышкой, оборудованной резиновой прокладкой.
Уровень масло необходимо контролировать. Это происходит с помощью меток «П» и «О» нанесённых на стержень указателя. Уровень следует придерживать в районе метки «П». Превышать её не следует. Уровень в районе метки «О» ан:считается критическим.
Составляющие системы смазки двигателя ЗМЗ 406:

Масляный насос:
1 — ведущая шестерня; 2 — корпус; 3 — валик; 4 — ось; 5 — ведомая шестерня; 6 — перегородка; 7 — приемный патрубок с сеткой
Масляный насос, в данном случае шестеренчатого типа, поставлен внутрь масляного картера. Он крепится к цилиндру блоков парой болтов, а держателем к крышке коренного подшипника (третьего).
Правильность установки насоса должна обеспечиваться точностью посадки корпуса в соответствующее отверстие блока.
Редукционный клапан

1 — плунжер; 2 — пружина; 3 — шайба; 4 — шплинт
Клапан редукционный — плунжерный, регулируется на заводе с установкой пружины тарированной. Что-либо менять в регулировках клапана не рекомендуется
Привод масляного насоса:

1 — валик привода масляного насоса; 2 — валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — прокладка; 5 — втулка; 6 — крышка; 7 — шпонка; 8 — ведущая шестерня; 9 — промежуточный вал
Производиться двумя косозубыми шестернями от вала промежуточного 9
Обе шестерни изготавливают из чугуна высокопрочного и азотируют.
Фильтр очистки масла:

Масляный фильтр:
1 — пружина; 2 — фильтрующий элемент перепускного клапана; 3 — перепускной клапан; 4 — корпус; 5 — фильтрующий элемент; 6 — противодренажный клапан; 7 — крышка; 8, 9 — прокладки
На двигателе установлен масляный фильтр неразборный 2101С1012005-НК-2 ( изготовленный ПНТП «КОЛАН» фильтр («Супер»).
Работа фильтра заключается в том, что масло через крышку попадает в полость между фильтрующим элементом и корпусом. Далее проходит через фильтрующий элемент. Очищенное масло попадает в систему смазки.
Масла при не работающим двигателе из фильтра не вытекает. Это обеспечивается противодренажным клапаном.
Система смазки

Рис. 4.92. Схема системы смазки: 1 — датчик указателя давления масла; 2 — датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; 3 — краник; 4 — ограничительный клапан; 5 — масляный фильтр; 6 — редукционный клапан; 7 — масляный насос; 8 — маслоприемник; 9 — пробка сливного отверстия картера; 10 — масляный радиатор


Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Схема системы смазки показана на рис. 4.92.
Через маслоприемник масло засасывается масляным насосом и через полнопоточный фильтр подается в масляную магистраль. На насосе установлен редукционный клапан, перепускающий масло в магистраль, минуя фильтрующий элемент при его чрезмерно большом сопротивлении (засорение, пуск холодного двигателя). Перепускной клапан открывается при разности давлений на входе и выходе из фильтра 58—73 кПа (0,6—0,75 кгс/см2).
Масляный фильтр* установлен на блоке цилиндров с правой стороны двигателя. Снятие фильтра производится путем вращения его против часовой стрелки. При установке нового фильтра на двигатель необходимо убедиться в исправности уплотнительной резиновой прокладки, смазать ее моторным маслом и завернуть фильтр до касания прокладкой плоскости на блоке цилиндров, затем довернуть фильтр руками на 3/4 оборота.
Давление в системе сказки двигателя при температуре масла плюс 80° С при отключенном масляном радиаторе не должно быть менее 125 кПа (1,3 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 700 мин-1 и 340 кПа (3,4 кгс/см2) — при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. При включении масляного радиатора и той же температуре масла давление не должно быть менее 78 кПа (0,8 кгс/см2) при 700 мин-1 и 245 кПа (2,5 кгс/см2) при 2000 мин-1.
Предупреждение
Работа двигателя при неисправностях в системе смазки должна быть немедленно прекращена. Запрещается эксплуатировать двигатель с горящим сигнализатором аварийного давления на комбинации приборов.
Обслуживание системы смазки
Уровень масла в картере двигателя поддерживать по метке «П» указателя уровня масла. Замерять уровень масла через 2—3 мин. после остановки прогретого двигателя.
Заливать масло в картер двигателя и менять его необходимо в строгом соответствии с табл. 10.3.
Во время эксплуатации двигателя на автомобиле следить за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39—78 кПа (0,4—0,8 кгс/см2).
На прогретом двигателе при исправной системе смазки в режиме холостого хода сигнальная лампа может гореть, но должна немедленно гаснуть при увеличении частоты вращения коленчатого вала.
Рекомендуется через две смены масла промыть систему смазки двигателя, для чего слить из картера горячего двигателя отработавшее масло, залить специальное моющее масло ВНИИНП-ФД на 3—5 мм выше метки «0» на указателе уровня масла и дать двигателю поработать в течение 10 мин. на минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Затем моющее масло слить, заменить масляный фильтр и залить свежее моторное масло.