Непрочитанное сообщение Sergej_K » 15 апр 2013, 18:05
Актуально для двигателей 402-го семейства. Наиболее частая проблема у машин с этими моторами (и Волги, и ГАЗели) - это не очень хорошо работающая печка - плохо греет. НЕ У ВСЕХ, поэтому прошу сразу не ругаться, но всё-таки достаточно актуальная проблемка.
Некоторые условия: радиатор печки не забит, шланги подключены правильно: на нижний патрубок радиатора печки подключён шланг с заднего лючка головки блока, а с верхнего патрубка радиатора шланг идёт на помпу, исправный кран.
Поделюсь тем, что делал сам и что реально помогало решить эту проблему. Прежде всего - это ИСПРАВНЫЙ ПРАВИЛЬНО работающий термостат. Среди всего изобилия запчастей с этим названием идёт великое множество вариантов с различными температурами НАЧАЛ открытия термостата. Конкретно для этого мотора НОРМАЛЬНАЯ и ОПТИМАЛЬНАЯ рабочая температура составляет 85-95 градусов. Температура НАЧАЛА открытия термостата согласно ТРЕБОВАНИЯМ завода-изготовителя составляет 78-82 градуса. НИКАКИЕ идиотские "зимние" (87 градусов) или "летние" (70 градусов) термостаты ставить не нужно и особо нельзя. Что касается "летних" термостатов - с ними двигатель в целом будет недогреваться до рабочей температуры или время прогрева ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличится, что в любом случае ведёт к повышению расхода топлива и износу ЦПГ. "Зимние" ещё как-то можно понять, но только как ЭКСТРЕННЫЙ случай, когда нет НОРМАЛЬНОГО термостата. Почему нельзя такой термостат ставить - слишком мало остаётся времени для его полного открытия и возрастает опасность, как это ни странно, перегрева двигателя, поскольку температура ПОЛНОГО открытия такого термостата составляет примерно 98-101 градус, а это уже перебор. С термостатом, к которого температура НАЧАЛ открытия находится в пределах 78-82 градуса, двигатель нормально нагревается до рабочей температуры, а температуры ПОЛНОГО открытия составляет примерно 90-92 градуса, и имеется ещё приличный запас до перегрева. Вполне может сойти и за рекламу, но лично я ставлю термостаты фирм "LUZAR" или "ПРАМО". Эти термостаты полностью соответствуют требованиям с погрешностью порядка 1 градуса. Менять их повторно мне пока что не приходилось. Перед установкой я термостаты ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяю, причём именно провариваю их и смотрю когда именно они НАЧИНАЮТ открываться а после это обязательно довожу до кипения, чтобы проверить и величину, и температуру полного открытия. При температуре около 95 градусов величина открытия должна быть НЕ МЕНЕЕ 8 мм. Только после такой проверки термостат можно ставить на машину.
Следующий НЕМАЛОВАЖНЫЙ МОМЕНТ - помпа. Чтобы помпа обеспечивала должную производительность, зазор между крыльчаткой и конусом корпуса должен быть минимальным, практически вплотную, чуть ли не чиркать по корпусу. Я уже неоднократно убеждался, что даже на новых помпах зазор составляет 2-5 мм. Такая помпа ОДНОЗНАЧНО не будет обеспечивать хорошую прокачиваемость, особенно в задние цилиндры, а уж тем более - в печку. Если крыльчатка в помпе пластиковая или похожего материала, а не стальная, то её вполне можно дожать до конуса.
Что касается непосредственно самой печки. Если стоят шланги 16 мм, то НЕОБХОДИМО в лючке на головке блока рассверлить отверстие в штуцере 12 мм. Вместо штатных 9 мм. Это ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличит подачу ОЖ в саму печку. Так же под этот диаметр нужно рассверлить отверстие и в заборном штуцере на помпе. Всё равно наиболее узким местом останется кран, но даже в нём можно аккуратно увеличить отверстия в штуцерах.
Ещё один момент. На заводе учли тот момент, что нужно увеличить сопротивление на высасывание ОЖ из головки, чтобы "стимулировать" помпу прокачивать ОЖ в дальние цилиндры и печку, но сделали это не совсем корректно и грамотно - уменьшили выходное отверстие в патрубке термостата. Вместо этого НУЖНО было уменьшать отверстие в верхнем патрубке тройника, на который идёт шланг с термостата. Хоть это и работает только на малом круге, но при прогреве авто именно это и нужно - в верхний патрубок тройника вставить либо втулку стойки стабилизатора Волговскую (резиновый бочонок), либо верхнюю втулку крепления амортизатора Волговскую (выступом наружу). Чтобы втулка никуда не делась, её нужно вставить примерно на 1/2-2/3 её высоты. Проверено на ОЧЕНЬ большом количестве и Волг, и особенно ГАЗелей - печка начинает жарить очень даже по-взрослому.
Конкретно для ГАЗелей. На помпу, вместо родного приводного шкива ставить шкив привода вентилятора. У него диаметр ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, а это значит, что помпа будет качать ЗНАЧИТЕЛЬНО эффективнее. На двигателях УМЗ-4216 стоит именно маленький шкив. Только ремень привода генератора уже нужно будет брать меньшего размера: 1018 или 1025.
Удачи!