Идея инсталляций в 21-й «Волге» мульти-опционального сервиса, характерного для современных иномарок, сама по себе не нова. Первые упоминания о 21-х «Волгах», сервоприводами стёкол шокировавших случайных свидетелей восходят уже к середине 90-х годов. Однако, как показывает практика и по сей день общественность не утратила интереса к подобного рода "обвесу" на ретро-машинах, тем более что например, правительственный автомобиль Газ-13 «Чайка» оснащался электростеклоподъёмниками в заводской комплектации. Сегодня, наряду с электрическими стёклами, электрифицированными замками дверей, автоматикой дистанционного отпирания багажника и прочими приятными штуками, неотьемлемой частью любого респектабельного автомобиля является "вежливая" подсветка салона. В абсолютном большинстве дешёвых автомобилей свет в салоне гаснет, стоит только закрыть за собой дверь водителя. Это бывает очень неудобно, когда посадка в автомобиль производится в тёмное время суток, особенно если на улице плохая погода, мало кто желает держать дверь открытой лишние пару секунд. В то же время, для того, чтобы определить в связке ключей ключ зажигания и вставить его правильно в замок, в эти мгновения часто требуется свет. Поэтому "вежливая" подсветка салона призвана предусмотрительно задержать отключение салонного освещения, что даёт вам время комфортно определиться с ключом и вставить его в замок зажигания. В магазинах автозапчастей иногда даже можно встретить готовые модули вежливой подсветки салона, предназначенные для подобного "апгрейда" автомобилей. Их характерной особенностью является то, что поставить их можно на что угодно, кроме… Газ-21. К слову сказать, инсталляции мульти-опциональных систем на данную модель иногда влекут за собой большие проблемы и часто требуют неординарных подходов, что заставляет автосервисы "заряжать" за всё это совершенно нереальные суммы, вследствие чего многие автовладельцы вынуждены разбираться с такими вопросами самостоятельно. Сегодня мы разберёмся с проблемой "вежливой" подсветки салона.
Для начала отметим, чем именно непригодны традиционные модули вежливой подсветки конкретно для 21-й «Волги». На всех современных авто салонное освещение управляется концевыми выключателями, вмонтированными в дверной косяк. При этом выключатель в случае открытия двери замыкает на "массу" цепь питания лампы освещения салона и свет зажигается.
На Газ-21 в этом плане всё сделано "не по человечески": концевой выключатель здесь встроен в цепь лампы освещения между лампой и "+" аккуумулятора. Это обстоятельство не даёт возможности применить на этой машине традиционные электронные устройства из за разницы в "резус-факторе". Тем не менее, нами была разработана и изготовлена схема, позволяющая решить все проблемы. Будучи помещённым в пластиковый корпус 5х3х2.5см, модуль вежливой подсветки за 5 минут устанавливается в дверной косяк и подключаются 3 провода. Всё. Теперь ваша 21-я предоставляет вам дополнительные комфортные опции, причём не происходит ни малейшего нарушения степени оригинальности авто. Схема модуля так же чрезвычайно проста.
Модуль предназначен для обеспечения выдержки времени на отключение салонного освещения после закрытия двери автомобиля. Выдержка времени регулируется переменным резистором 500К в пределах от 10 секунд, после чего освещение плавно выключается. Схема состоит из двух частей. Первая часть – реле времени на транзисторе КТ961А, обеспечивает регулируемую задержку отключения освещения салона, вторая часть – на транзисторе КТ863А – плавное затухание лампы освещения. Принципиальная схема устройства приведена на рис. 1.
При открытии двери водителя «+» питания подаётся на обе указанных части схемы. Конденсаторы С1000 (число соответствует ёмкости конденсатора в мкФ, конденсаторы электролитические, на максимальное напряжение 35 В) заряжаются через буферные сопротивления R5 (цифра соответствует номиналу резистора в омах), оба транзистора отпираются, срабатывает реле Р1(например «TTI» TR81), контактная группа которого включена параллельно концевику двери. Теперь после закрытия двери, свет не погаснет, пока включено реле Р1, а как было указано выше, время его включённого состояния определяется балансировкой сопротивления R500K и может быть установлено при настройке схемы. Когда дверь водителя закрылась, конденсатор С1000 цепи базы транзистора КТ961А начинает разряжаться через p-n-переход база-эмиттер транзистора, на что у него уходит порядка 10…15 секунд. После разряда конденсатора транзистор закрывается и реле Р1 выключается. Тут в дело вступает вторая часть схемы, обеспечивающая плавное, комфортное для глаз, затухание салонного освещения. Принцип работы этой части схемы полностью подобен ранее описанному. Мы не применили полностью транзисторное управление освещением, дабы не терять часть накала лампы вследствие рассеивания мощности на сопротивлении транзисторного p-n-перехода. Контакты реле в данном случае куда предпочтительнее. Таким образом, после отключения реле Р1, транзистор КТ863А остаётся открытым, пока конденсатор в его цепи базы не разрядится через его переходы подобно предыдущему случаю. По мере разряда конденсатора сопротивление p-n-перехода КТ863А постепенно нарастает, что влечёт плавное затухание лампы салонного освещения в течение 3…4 секунд.
При подборе элементов схемы следует обратить внимание на статический коэффициент передачи тока применяемых транзисторов. На схеме он указан, как коэффициент k=80 и k=130 соответственно для первого и второго транзисторов. Надо отметить, что подавляющее большинство электронных схем чего бы то ни было, которые можно встретить в литературе или на просторах интернета как ни странно не содержат наряду с номиналами элементов, ссылок на статические коэффициенты транзисторов. Между тем, именно численным значением этого коэффициента определяются временные интервалы работы транзисторов. Разброс значений коэффициента k в пределах одной партии может сильно колебаться, так что не надо думать, что если вы просто купите в магазине радиокомпонентов указанные приборы и вставите их в эту схему, то у вас всё будет хорошо. Номиналы сопротивлений в базовых цепях на схеме непосредственно подобраны к значениям коэффициента k, отклонение оного допускается в пределах 20 единиц.
Практически это можно определить любым мульти-тестером, имеющим функцию тестирования транзисторов. Резисторы в схеме можно применить мощностью 0.25…0.5 Вт.
_________________
Газ 24 1979г., ЗМЗ 402.
Источник: вроде бы сайт газ 24 (точно не помню)
Наш клуб в телеграмм канале - Логистика 1001 груз
Плавное гашение салонного света.
Решаем и отвечаем на вопросы по электрике
1 сообщение
• Страница 1 из 1
-
- В основном читатель...
- Сообщения: 254
- Зарегистрирован: 01 окт 2012, 19:39
Плавное гашение салонного света.
Непрочитанное сообщение Maksim » 16 мар 2013, 09:21
Maksim
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Перейти
- Администрация
- Правила
- Новости (обновления форума)
- Отзывы и предложения
- Форум для новичков
- Новости ГАЗ
- Скидки и Подарки
- Lifegaz
- Доска объявлений
- Lifegaz
- Авто барахолка
- Мы в Яндекс Дзен
- Отличные товары с Aliexpress - рекомендуем!
- Двигатель внутреннего сгорания ЗМЗ
- Двигатель
- ЗМЗ-402
- ЗМЗ-406
- ЗМЗ-405.22
- ЗМЗ-405.24 E-3
- УМЗ-4216
- ГАЗ-560
- ГАЗ-245
- ГАЗ-53 (3307)
- ГАЗ-52
- ГАЗ-66
- Крайслер
- Cummins
- ЗМЗ-409.10 УАЗ Патриот (UAZ Patriot)
- ГАЗ 560 Штайер (Steyr)
- ДВС оборудование
- Выхлопная система
- Система охлаждения
- Топливное оборудование
- Продажа и покупка авто
- ГАЗ-10 серии
- ГАЗ-13
- ГАЗ-14
- ГАЗ-20 серии
- ГАЗ-22
- ГАЗ-23
- ГАЗ-24 серии
- ГАЗ-2434 (1987)
- ГАЗ-2410 (1985)
- ГАЗ-2411 (1985)
- ГАЗ-2417 (1985)
- ГАЗ-2407 (1977)
- ГАЗ-2412 (1977)
- ГАЗ-2413 (1977)
- ГАЗ-2402 (1972)
- ГАЗ-2403 (1972)
- ГАЗ-2404 (1972)
- ГАЗ-2454 (1972)
- ГАЗ-2477 (1972)
- ГАЗ-24 (1970)
- ГАЗ-2401 (1970)
- ГАЗ-2424 (1968)
- ГАЗ-31 серии
- ГАЗ-31105 (2004)
- ГАЗ-3111 (2000)
- ГАЗ-310221 (1997)
- ГАЗ-3110 (1997)
- ГАЗ-31022 (1993)
- ГАЗ-31029 (1992)
- ГА-3105 (1992)
- ГАЗ-3101 (1982)
- ГАЗ-31013 (1982)
- ГАЗ-3102 (1982)
- Другие автомобили марки ГАЗ
- ГАЗ-67
- ГАЗ-69
- ГАЗ-69А
- ГАЗ-АА
- ГАЗ-2308 АТАМАН
- Валдай
- Газель
- Газель NEXT
- ГАЗ-М1
- ГАЗ-М20 Победа
- Волга Сайбер (volga siber)
- ГАЗ Соболь
- ГАЗ-2330 Тигр
- Наши региональные клубы
- Санкт-Петербург
- Москва
- Московский областной филиал
- Другое оборудование строения автомобиля
- Подвеска
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Кузов
- Малярные работы
- Салон
- Электрика
- Авто звук
- Диагностика и чип тюнинг
- Трансмиссия
- Прицеп и прицепное устройство
- Доработка и модернизация
- Жидкости
- Барахолка
- Основная барахолка
- Приму в дар
- Подарю
- Куплю
- Продам
- Предлагаю услуги
- Разное
- ГИБДД и ПДД
- Болталка
- Поздравления
- Юмор
- Напишите нам свой вопрос
- Наши автомобили
- Полезная информация
- Статьи двигатель
- Статьи электрика
- Статьи ходовая и рулевое управление
- Статьи о автомобилях марки ГАЗ
- Статьи о топливной системе и о топливе
- Разное
- Личный блог
- Я и Барсик
- Смешкин Бегемот ГАЗ 310221 :)
- Титаник. Вечный транзит. (АХ773М.47Ru)
- GAZ 31029. Кондовый, службистский
- Блог Алексеича или ВАЗ 2121
- Битва на карданах
- Другие наши автомобили
- Видео аварии
- Самоделки
- Наши партнёры
- Партнерство
- Полезные статьи от партнёров
- Форум ГАЗ 63/51
- Корзина
- Мусорный контейнер
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей