Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вобблинг (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (~4-10Гц) переднего колеса мотоцикла, велосипеда или шасси самолета относительно курсового направления. Другое название — «шимми» — происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
Основная опора шасси предсерийного самолёта Як-42 с гидравлическим гасителем колебаний «шимми»
Вобблинг опасен тем, что возникает только на больших скоростях движения. Он требует немедленных действий от водителя и даже они не гарантируют успех. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси.
Подробней в контексте управления мотоциклом.
Вобблинг — это явление, когда рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённой массе мотоцикла импульс получается достаточно сильным, чтобы руль отклонился дальше, чем курсовое направление. Следует учесть, что в момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии уходит в амортизатор и в раму, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний рулевого колеса относительно курса. Началом для такой реакции могут послужить: неровности дороги, состояние дорожного покрытия, качество протектора, динамика разгона и т. д
Борьба с вобблингом
Способы пресечения шимми на самолётах ещё во время Великой Отечественной войны изучал М. В. Келдыш, за что в 1946 году получил Сталинскую премию.
С точки зрения ТАУ, шимми — это неустойчивость системы регулирования, включающей в себя, кроме конструкции руля, вилки, амортизатора и пр. — и действия водителя. Лучший способ бороться с вобблингом — не допускать его возникновения. Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора.
Возможности выхода из воблинга: на начальной стадии — открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси мотоцикла. В последующем (на «раскачке»): на прямых — резкий задний тормоз, на поворотах — общепринятой тактики не существует.
==================================
ВСЕМ ПРИВЕТ НАРОД!
повторятся смысла нет, все свистопляски и тёрки в этой теме: http://kulibinsclub.ru/forum/thread245-1.html
...
вся эта хрень на авто УАЗ 31622 мост спайсер 1600мм
скоро потеплее будет полезу разбирать поворотный кулак, а пока выше 75км/ч не еду, демпфер вешать опасно, т.к. он нерешает проблему, а противодействует, - убил гайку на рулевой тяге, она вывалилась... в теме на кулибинске есть об этом... читайте - пишите...
Наш клуб в телеграмм канале - Логистика 1001 груз
эффект шимми - поиск и решение проблемы
-
- Активный клубовец
- Сообщения: 818
- Зарегистрирован: 28 янв 2013, 00:33
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: эффект шимми - поиск и решение проблемы
На УАЗе это ещё возможно из-за шкворней. Хотя на этих мостах конструкция и другая, но неисправность никто не отменял
Re: эффект шимми - поиск и решение проблемы
Sergej_K писал(а):На УАЗе это ещё возможно из-за шкворней. Хотя на этих мостах конструкция и другая, но неисправность никто не отменял
возможно... в основном с этим сталкиваются уазоводы после замены шкворней сферической опоры, на шкворни подшипников...
но лично я, считаю не в этом дело, а в том, что подшипник снимает необходимую загруженость определённых углов подвески, где в дальнейшем резонанс частотных колебаний проявляется раньше чем максимально допустимые скорости...
решение: или заменить подшипники на шкворень сферы, или изменить конструкцию подвески поняв её расчётную нагруженость, что нереально без определённых знаний и для простого водителя без красного диплома высшего образования...
как надумаю - напишу...
-
- Активный клубовец
- Сообщения: 818
- Зарегистрирован: 28 янв 2013, 00:33
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: эффект шимми - поиск и решение проблемы
Не мешает перетрясти ВСЮ подвеску ещё раз с хорошим ломиком. И рулевой редуктор глянуть. Такое может быть и из-за неравномерно выеденных покрышек.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей