Страница 1 из 2

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 05 фев 2013, 16:40
Sergej_K
Одна из немаловажных деталей двигателя - это прокладка головки блока. Для семейства ЗМЗ-406 особо говорить нечего, поскольку там практически все прокладки делаются однотипно и контактная поверхность головки соизмерима с контактной поверхностью блока (фактически, они одинаковые). А речь пойдёт о семействе ЗМЗ-402, как наиболее распространённого, однако, разговор зацепит и некоторые другие модификации.
Прежде всего есть одна оговорка, связанная с личным опытом ремонта и переделок после чьего-то ремонта: лично я, пусть это будет неуважительно и вызывающе, ставлю прокладки БЕЗ ПОЛОСЫ ГЕРМЕТИКА на самих прокладках. Объясняю почему: материал этих прокладок достаточно жёсткий и получить нормальный достаточный прижим очень проблематично, если обжимать с предписанным усилием 10 кгс. Когда мне привозили такие прокладки, я предупреждал заказчика о возможных последствиях и повторном ремонте, хотя так же говорил ему какую именно прокладку мне нужно. В итоге, после установки этой прокладки (головка в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ФРЕЗЕРУЕТСЯ), нередко машины даже не доезжали до повторной протяжки и приходилось повторно менять ПГБ. Но здесь уже я брал прокладку, без герметика, всё собирал, после этого делал потом повторную протяжку и никаких проблем не возникало. Так же на меня выходили через знакомых люди, которым тоже меняли ПГБ и ставили прокладки с герметиком. Точно так же всё объяснял, показывал и ставил обычную прокладку. Это, что касается дополнительных "ухищрений" на прокладках.
Теперь речь непосредственно о самих прокладках. По крайней мере 2 вида ПГБ я знаю: один - с треугольными отверстиями под охлаждение, второй - с круглыми отверстиями под охлаждение. Теперь о применимости этих прокладок. С треугольными отверстиями прокладки шли на двигатель ЗМЗ-24 (2401), где помпа закачивала и забирала ОЖ через головку блока. В данной системе такая пропускная способность прокладки не то, чтобы достаточна, а даже необходима, иначе не будет достаточного охлаждения гильз и блока в целом. Так же эти прокладки ставили на одни из первых двигателей ЗМЗ-402. На этих моторах помпа уже прокачивала ОЖ через блок и забор ОЖ был через головку. На Волгах эти прокладки тоже вполне приемлемо работали, но стали достаточно часты случаи перегревов и прогарания ПГБ. Особенно это сильно стало вылезать, на ГАЗелях, когда они появились. Но, ещё до появления ГАЗелей, в продаже появились ПГБ с круглыми отверстиями по ОЖ. Причём, на первые два цилиндра отверстия идут очень маленькие (порядка 5-6 мм, если даже не меньше), а на 3-й и 4-й цилиндры - большие (порядка 10 мм), и мало этого, в самой задней части, за 4-м цилиндром есть ещё 2 небольших отверстия (для лучшего омывания гильзы 4-го цилиндра и подачи ОЖ в печку). На ПГБ с треугольными отверстиями этих 2-х дополнительных отверстий нет. Зачем была сделана такая прокладка? Объяснение довольно простое: в физике есть одно очень простое правило - идти по пути наименьшего сопротивления. Рассмотрим работу системы охлаждения (С/О) двигателя ЗМЗ-402 с прокладками обоих типов с точки зрения физики.
Итак, прокладка с треугольными отверстиями.
помпа должна прокачать ОЖ от первого цилиндра к 4-му, продавить объём через головку блока и забрать в себя снова (работа малого круга, термостат закрыт, для простоты описания). А теперь зададимся вопросом: а нафига закачивать в 3-1, а уж тем более - 4-й, цилиндры, когда можно спокойно высосать через первый и второй??? Ведь через них прокачать просто: расстояние маленькое, сопротивление ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, чем на дальних цилиндрах, так какой же смысл помпе качать в "зад" блока? Отсюда возникла ещё одна проблема - относительно холодная печка. А если рассмотреть эту проблему применительно к ГАЗелям, то там вообще становится ОЧЕНЬ СТРАШНО. На этих машинах конструкторский идиотизм: основной радиатор НИЖЕ уровня головки блока, а радиатор печки - ВЫШЕ головки блока. При такой конструкции помпе вообще ни разу не улыбается качать в дальние цилиндры, а уж тем более в печку. Заставить можно, есть варианты. Но это будет борьба с ПОСЛЕДСТВИЯМИ. А это неправильное лечение болезни. Бороться нужно с ПРИЧИНАМИ!

Теперь рассмотрим работу с прокладкой с круглыми отверстиями.
Как я уже писал, на первых 2-х цилиндрах отверстия в прокладке ОЧЕНЬ маленькие. Это создаёт увеличение сопротивление на высасывание ОЖ через них при одинаковой производительности помпы. Отсюда возникает совершенно логичная работа помпы - прокачивать дальше. В итоге, помпа начинает более активно прокачивать уже и через 3-й, и через 4-й цилиндры и высасывать более активно через заднюю часть головки, а не через переднюю. Таким образом, так же улучшается подача в печку (более интенсивная закачка ОЖ в дальние цилиндры). Совершенно изумительное и простое решение именно ПРИЧИНЫ перегревов и плохой работы печки. На ГАЗелях это сразу стало заметно - в разы снизилось количество поломок, связанных с перегревами.

В заключении скажу следующее: не думайте, что проблему с перегревами может решить элементарная замена ПГБ на соответствующую модификации вашего двигателя. Помимо прокладки на температурный режим двигателя оказывают следующие элементы: термостат, помпа, основной радиатор, износ двигателя, качество и соответствие применяемого топлива, правильные регулировки карбюратора и момента зажигания, а так же зазоры клапанов, подклинивающие тормоза, несоответствующие по тепловому режиму свечи зажигания.

Удачи!

Re: Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 05 фев 2013, 21:12
ГАЗ
Супер, спасибо за статью class

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 07 окт 2015, 20:21
Zlobin
Прокладки головки блока (ПГБ)......
Всю свою жизнь слышал только о прокладках ГБЦ.....т.е. головки блока цилиндров.
Наверное ГОСТы поменялись.. :-)

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 07 окт 2015, 20:43
ГАЗ
Да можно и так и так, правильно в обоих случах.

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 14 окт 2015, 00:23
Bezdorog
не согласен со статьей

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 01 дек 2015, 05:49
ВИКТОР К
с прокладкой гле круглые отверстия ПЛОХАЯ цыркуляцыя охлождающей жидкости в ГБЦ вследствие чего происходит закипание и выброс тасола в расшеритель

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 01 дек 2015, 08:23
ГАЗ
ВИКТОР К писал(а):Источник цитаты вследствие чего происходит закипание и выброс тасола в расшеритель

Это вопрос или утверждение?

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 01 дек 2015, 09:32
Bezdorog
ГАЗ писал(а):Источник цитаты Это вопрос или утверждение?
endth;ltybt/ dthyjt/

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 01 дек 2015, 10:04
ГАЗ
Bezdorog писал(а):Источник цитаты endth;ltybt/ dthyjt/

утверждение. верное.

Прокладки головки блока (ПГБ)

Добавлено: 02 дек 2015, 22:00
Sergej_K
За более, чем 15-летнюю практику ремонта ещё НИ РАЗУ не было ни одной закипевшей машины, особенно среди ГАЗелей. Если сможете предоставить НАГЛЯДНОЕ доказательство своего утверждения (при условии, что остальные элементы системы охлаждения исправны и соответствуют заводским нормативам, а так же исправны система зажигания и система питания), то я, возможно, и пересмотрю свои взгляды. А всё остальное - это пустословие и явное непонимание работы системы.