Всего существует 4 типа систем зажигания:
1. классическая контактная система зажигания
2. контактно-транзисторная система зажигания
3. электронная (без механического прерывателя) система зажигания
4. микропроцессорная система зажигания.
А теперь обо всём понемножку по порядку.
Классическая система зажигания: контактный прерыватель, сами контакты, конденсатор, катушка зажигания, один провод высокого напряжения. Свечи не беру в расчет, поскольку особой смысловой нагрузки они пока не несут.
Схема этой системы в альбоме под названием «Контактное зажигание». Поехали по порядку слева направо: АКБ, замок зажигания, первичная обмотка катушки зажигания (ПОКЗ), контакты прерывателя (КП), конденсатор (К), вторичная обмотка катушки (ВОКЗ), искровой зазор.
Как оно работает. При включении зажигания и замкнутых КП через ПОКЗ начинает протекать ток, величина которого ограничивается сопротивлением ПОКЗ и переходным сопротивлением КП, примерно 2-3 А. При этом также происходит заряд К до 12 вольт. При размыкании КП ток через ПОКЗ прерывается. При этом начинает быстро убывать магнитное поле ПОКЗ, пересекая витки как ПОКЗ, так и ВОКЗ, наводя в ВОКЗ напряжение порядка 2-3 кВ. При пересечении витков ПОКЗ за счет очень быстрого убывания магнитного поля в ней наводится ЭДС самоиндукции порядка 100-300 В. Это напряжение прикладывается к относительно медленно увеличивающемуся зазору между КП. При этом возникает вольтова дуга, которая выжигает КП. Одной из функций К является защита КП от выгорания, т.е. ЭДС самоиндукции ПОКЗ прикладывается и к К. Поскольку сопротивление незаряженного К ничтожно мало по сравнению с увеличивающимся сопротивлением зазора между КП, он очень быстро заряжается до напряжения ЭДС самоиндукции. После заряда К на его верхней обкладке оказывается напряжение от 100 до 300 В в зависимости от величины ЭДС, которая в свою очередь зависит от оборотов: чем выше обороты, тем меньше ЭДС, поскольку уменьшается время замкнутого состояния КП и уменьшается ток через ПОКЗ. Напряжение на К оказывается значительно больше напряжения на АКБ, а т.к. КП еще разомкнуты, К очень быстро разряжается через ПОКЗ на АКБ, создавая очень быстро изменяющееся магнитное поле ПОКЗ. Это же поле, пересекая витки и ВОКЗ, наводит в них ЭДС порядка 15-18 кВ, которое в дальнейшем прикладывается к искровому зазору.
Теперь немного о работоспособности этой системы. Данная система в исправном состоянии ДОЛЖНА обеспечивать пробивной зазор 7-10 мм. При этом должен быть характерный звонкий щелчок при проскакивании искры а искра должна быть характерного синего или оранжевого цвета. Если пробивается зазор 5 мм, а 7 уже нет – сдохла катушка. Если пробивается зазор максимум 2 мм, но при этом искра хорошая, синяя – сдох конденсатор.
Пожалуй и все по этой системе.
На базе классической контактной системы появилось и первое электронное зажигание, а правильнее я бы назвал это смешанной системой: контактно-транзисторное зажигание. Схема примерно такая же, как и для контактной системы, но контакты управляют током не ПОКЗ, а током базы управляющего транзистора коммутатора. Эта схема применялась на грузовых автомобилях ЗИЛ и на автомобиле Волга ГАЗ-3102 с форкамерным двигателем ЗМЗ-4022.10. В этой схеме было получено вторичное напряжение порядка 25-27 кВ.Катушка зажигания там применяется другая: и по маркировке, и по параметрам, и по конструкции. У этой катушки ВОКЗ одним концом постоянно сидит на земле, а второй подключается к искровому зазору. Не совсем грамотно описал, но более понятно.
Теперь несколько слов о системе с электронным зажиганием. Таких систем существует несколько: наиболее распространенные из них это система с датчиком Холла (применяется на автомобилях ВАЗ) и система с инудкционным датчиком, причем я знаю по крайней мере 2 разные такие системы (применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, взамен контактно-транзисторной системе, столкнулся на ПЕЖО, VW/ Audi, причем как раз со второй вариацией индукционного датчика)Почему эти системы считаются электронными? В данных системах прерывание тока в ПОКЗ осуществляется электронным коммутатором, управляющий сигнал на который приходит с другого электронного устройства, датчик Холла или индукционный датчик, который является аналогом КП в классической системе зажигания.
Благодаря тому, что в системе появился электронный коммутатор, удалось повысить вторичное напряжение до 27-30 кВ. Как пример - контактно-транзисторная система. Ее можно считать переходной стадией от КП к электронным прерывателям, но ТОЛЬКО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ВТОРИЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ!!!
Данные системы, независимо от их вида, ДОЛЖНЫ обеспечивать при проверке пробивной зазор 25-30 мм стабильно бесперебойно. Если этого не происходит, то по определенным симптомам можно правильно определить, какой из элементов вышел из строя.
Схема ГАЗ:
Схема ВАЗ-2108:
Следующим шагом в разработке систем зажигания была система с применением микропроцессорного управления. Устанавливались такие системы на автомобили семейства ВАЗ-2108. Таких систем было 3:
1. с трамблером и штатной катушкой, но без коммутатора, и карбюратором Solex 21083-1107010-62
2. без трамблера, с карбюратором Solex 21083-1107010-31 или 21083-1107010-35, с 2 двухискровыми катушками и двухканальным коммутатором
3. без трамблера, с карбюратором Solex 21083-1107010-31 или 21083-1107010-35, с 2 двухискровыми катушками без коммутатора
В комплектации "1" блок управлял системой зажигания и составом смеси карбюратора; в комплектации "2" блок управлял двухканальным коммутатором и системой ЭПХХ; в комплектации "3" блок управлял катушками зажигания и системой ЭПХХ.
Я напрямую с такими системами не сталкивался, но точно знаю, что, по крайней мере, с системой "2" или "3" расход топлива составлял порядка 5 литров (человеку хватало штатного бака от Питера до Москвы, по Москве и только на обратном пути в Питер он заправлялся). К сожалению у него что-то в этой системе отказало и пришлось ставить трамблер, обычную катушку и коммутатор. До Москвы бака уже не хватало.
Конкретно в систему зажигания входят следующие элементы: микропроцессорный блок системы управления двигателем, датчик положения коленчатого вала, датчик температуры ОЖ, провода низкого напряжения (питание катушек зажигания и управление), катушки зажигания, высоковольтные провода, свечи зажигания. Это основные элементы, без которых невозможно получить искру для поджигания рабочей смеси.
К неосновным, дополнительным, элементам управления моментом зажигания относятся: датчик датчик положения распределительного вала, датчик детонации, датчик положения дроссельной заслонки, датчик кислорода (лямбда-зонд), датчик массового расхода воздуха.
Первыми появились системы, я беру легковые автомобили, с 2 двухискровыми катушками. Такие системы уже стали соответствовать требованиям норм токсичности Евро-2.
Повышение норм токсичности до Евро-3 потребовало новых изысканий и разработок. Появились системы с так называемыми "катушка-свечками". В таких системах на каждую свечу идет своя катушка. Она выполнена единым монолитным блоком совместно с наконечником на свечу. Также в эту систему плавно влился такой механизм: дроссельная заслонка с электронным приводом.
Для более корректной работы системы управления моментом зажигания различные фирмы и заводы устанавливали дополнительные датчики. Так появились системы с 2 и 4, на каждый цилиндр по одному, датчиками детонации; с 2 датчиками кислорода, один до и один после каталитического нейтрализатора (здесь датчик до катализатора является задающим, а датчик после катализатора - корректирующим).
На этом я, пожалуй закончу рассказ о системах зажигания, поскольку других систем я пока еще не встречал, а основные данные о существующих я изложил достаточно подробно.
Наш клуб в телеграмм канале - Логистика 1001 груз
Системы зажигания
-
- Активный клубовец
- Сообщения: 818
- Зарегистрирован: 28 янв 2013, 00:33
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Вернуться в «Статьи двигатель»
Перейти
- Администрация
- Правила
- Новости (обновления форума)
- Отзывы и предложения
- Форум для новичков
- Новости ГАЗ
- Скидки и Подарки
- Lifegaz
- Доска объявлений
- Lifegaz
- Авто барахолка
- Мы в Яндекс Дзен
- Отличные товары с Aliexpress - рекомендуем!
- Двигатель внутреннего сгорания ЗМЗ
- Двигатель
- ЗМЗ-402
- ЗМЗ-406
- ЗМЗ-405.22
- ЗМЗ-405.24 E-3
- УМЗ-4216
- ГАЗ-560
- ГАЗ-245
- ГАЗ-53 (3307)
- ГАЗ-52
- ГАЗ-66
- Крайслер
- Cummins
- ЗМЗ-409.10 УАЗ Патриот (UAZ Patriot)
- ГАЗ 560 Штайер (Steyr)
- ДВС оборудование
- Выхлопная система
- Система охлаждения
- Топливное оборудование
- Продажа и покупка авто
- ГАЗ-10 серии
- ГАЗ-13
- ГАЗ-14
- ГАЗ-20 серии
- ГАЗ-22
- ГАЗ-23
- ГАЗ-24 серии
- ГАЗ-2434 (1987)
- ГАЗ-2410 (1985)
- ГАЗ-2411 (1985)
- ГАЗ-2417 (1985)
- ГАЗ-2407 (1977)
- ГАЗ-2412 (1977)
- ГАЗ-2413 (1977)
- ГАЗ-2402 (1972)
- ГАЗ-2403 (1972)
- ГАЗ-2404 (1972)
- ГАЗ-2454 (1972)
- ГАЗ-2477 (1972)
- ГАЗ-24 (1970)
- ГАЗ-2401 (1970)
- ГАЗ-2424 (1968)
- ГАЗ-31 серии
- ГАЗ-31105 (2004)
- ГАЗ-3111 (2000)
- ГАЗ-310221 (1997)
- ГАЗ-3110 (1997)
- ГАЗ-31022 (1993)
- ГАЗ-31029 (1992)
- ГА-3105 (1992)
- ГАЗ-3101 (1982)
- ГАЗ-31013 (1982)
- ГАЗ-3102 (1982)
- Другие автомобили марки ГАЗ
- ГАЗ-67
- ГАЗ-69
- ГАЗ-69А
- ГАЗ-АА
- ГАЗ-2308 АТАМАН
- Валдай
- Газель
- Газель NEXT
- ГАЗ-М1
- ГАЗ-М20 Победа
- Волга Сайбер (volga siber)
- ГАЗ Соболь
- ГАЗ-2330 Тигр
- Наши региональные клубы
- Санкт-Петербург
- Москва
- Московский областной филиал
- Другое оборудование строения автомобиля
- Подвеска
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Кузов
- Малярные работы
- Салон
- Электрика
- Авто звук
- Диагностика и чип тюнинг
- Трансмиссия
- Прицеп и прицепное устройство
- Доработка и модернизация
- Жидкости
- Барахолка
- Основная барахолка
- Приму в дар
- Подарю
- Куплю
- Продам
- Предлагаю услуги
- Разное
- ГИБДД и ПДД
- Болталка
- Поздравления
- Юмор
- Напишите нам свой вопрос
- Наши автомобили
- Полезная информация
- Статьи двигатель
- Статьи электрика
- Статьи ходовая и рулевое управление
- Статьи о автомобилях марки ГАЗ
- Статьи о топливной системе и о топливе
- Разное
- Личный блог
- Я и Барсик
- Смешкин Бегемот ГАЗ 310221 :)
- Титаник. Вечный транзит. (АХ773М.47Ru)
- GAZ 31029. Кондовый, службистский
- Блог Алексеича или ВАЗ 2121
- Битва на карданах
- Другие наши автомобили
- Видео аварии
- Самоделки
- Наши партнёры
- Партнерство
- Полезные статьи от партнёров
- Форум ГАЗ 63/51
- Корзина
- Мусорный контейнер
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя